ZorbasMedia.ru SMM-щик ver. 2023

News

Moderator
Команда форума
Ноя 7, 2022
1,041
0
0
Лера ZM

2023 год можно назвать переломным для многих платформ и соцсетей, в связи с этим возникает вопрос о роли SMM-специалиста в компаниях сейчас. Часто у людей, даже работающих в диджитал сфере, но далеких от самого смм, нет четкого представления о том, что входит в прямые обязанности такого специалиста. Кажется, что SMM-щик — это и копирайтер, и монтажер, и коллажист, и таргетолог и все, кто только можно, в одном лице. Так что же из себя представляет SMM-специалист и какой апгрейд он должен сделать в 2023 году? Давайте разбираться.

Обязанности SMM-щика и границы зоны ответственности


Вообще каждая компания ставит задачи SMM-специалисту исходя из своих потребностей. Например, у них уже есть хороший таргетолог, но нет того, кто занимался бы социальными сетями. Получается, им нужен смм-специалист с прокаченными навыками пиарщика, продажника и копирайтера. Если говорить обобщенно про должность SMM-специалиста, то я бы сказала так:

SMM-специалист — это человек, который занимается маркетингом в соцсетях, или, простыми словами, специалист по продвижению товаров, услуг и брендов в соцсетях с помощью органического трафика. Часто это и пиарщик, и продажник, и копирайтер в одном лице, но, конечно, есть и границы зоны ответственности.

К основным обязанностям SMM-специалиста относятся:

  • Разработка стратегии продвижения компании. Нужно изучать основные продукты, целевую аудиторию и конкурентов. После на основе анализа составляется контент-план и согласовывается с руководителем.
  • Создание контента, постановка задач дизайнеру (и не только), публикация постов согласно контент-плану.
  • Коммуникации с подписчиками. Ответы на комментарии и личные сообщения, отслеживание негативных высказываний, участие в обсуждениях и влияние на активность аудитории.
  • Привлечение новых подписчиков. Продумывание различных проектов и конкурсов, ведение переговоров о рекламе с другими пабликами и блогерами.
  • Анализ показателей. Нужно определять, какие посты набирают больше всего просмотров и комментариев, какое количество переходов было на сайт, сколько подписчиков пришло благодаря рекламной кампании.
  • Тестирование новых инструментов. SMM-специалист следит за обновлениями в социальных сетях, использует новые функции для продвижения аккаунтов.

Границы зоны ответственности проводятся исходя из этих пунктов обязанностей SMM-специалиста.

SMM — не про поиск красивых картинок


Наверное, за несколько лет у многих сложился образ SMM-щика как студента, который подрабатывает тем, что ведет социальные сети компании: подбирает красивые картинки, пишет продающие посты, создает интерактивы для ЦА, следит за обновлениями в соцсетях, подстраивается под новые форматы.

Однако работа SMM-щика — больше, чем красивые картинки и посты. На самом деле, за всем этим стоит глубокая аналитика. Для качественного выполнения своих обязанностей SMM-специалист использует множество сервисов:

Сервисы для планирования контента и автопостинга

Сервисы для настройки рассылок и чат-ботов

Сервисы для работы с текстом

Сервисы для поиска блогеров и работы с ними

Сервисы аналитики

Сервисы для мониторинга упоминаний бренда в соцсетях

Чем Junior SMM-щик отличается от Senior специалиста


В IT обычно специалисты проходят путь junior, middle и senior. У арбитражников тоже есть подобная иерархия. SMM в этом плане не исключение, но не все понимают, как определяется уровень и компетентность SMM-специалиста. Давайте я более подробно разберу каждый грейд, чтобы было понятнее:

Junior специалист


Junior — это специалист с начальными знаниями, который еще не успел набраться опыта. Работая с таким специалистом, нужно понимать, что он всегда должен находиться под крылом более опытного сотрудника. Соответственно, вариант Junior подойдет только в случае, если предполагается, что он не единственный сотрудник направления в команде.



Junior-специалист должен уметь:

  • писать грамотные тексты;
  • работать с рекламными кампаниями;
  • обладать навыками планирования (уметь распределять время на задачи);
  • обладать навыком грамотной постановки ТЗ;
  • общаться с аудиторией соцсетей, выдерживая tone-of-voice бренда;
  • запускать рекламу на набор подписчиков;
  • формировать отчеты (ежедневные, еженедельные, ежемесячные);
  • находить креативные идеи для контента;
  • делать простую съемку на смартфон;
  • работать с инфлюенсерами.

Middle специалист


Middle — это специалист, который перешел с уровня исполнителя на уровень организатора и, следовательно, набор его знаний и умений уже меняется. Middle-специалисты могут работать самостоятельно и даже быть руководителем направления.



Middle-специалист должен уметь:

  • брифовать клиента;
  • самостоятельно вести проект и взаимодействовать с заказчиком;
  • составлять контент-план;
  • отслеживать тренды и вовремя реагировать;
  • создавать вирусный контент;
  • планировать рекламные кампании;
  • выстраивать воронки;
  • корректировать ход кампании в зависимости от промежуточных результатов;
  • создавать эффективные коллаборации с другими брендами;
  • работать с негативом в сообществах;
  • повышать вовлеченность.

Senior специалист


Senior — это специалист, который достиг вершины в профессии, может обучать других и строить команду.



Senior-специалист должен уметь:

  • разрабатывать креативные кампании;
  • нанимать кадры для реализации проекта;
  • составлять коммерческие предложения;
  • создавать долгосрочные стратегии;
  • правильно и реалистично ставить KPI;
  • уметь продвигать проект на рынке;
  • проводить брейнштормы, совещания;
  • оценивать временные затраты на проекты;
  • разрабатывать обучающие материалы для уровней Junior и Middle.

Новые реалии и профессиональный рост

Адаптация


За последние годы в соцсетях произошло много изменений, к ним нужно было быстро адаптироваться, темп развития индустрии не замедляется и сейчас. Однако я бы не сказала, что работать в SMM стало сложнее. На самом деле, эти изменения в целом не то чтобы сильно сказались на работе. Мы просто адаптировались к новым реалиям.

Сложно было первые месяцы, когда людей охватила паника, но сейчас все знают, что такое VPN и умеют им пользоваться. Из-за запретов и блокировок, конечно, была утеряна часть малоактивной аудитории, но количество активных подписчиков почти не изменилось, и это говорит о том, что SMM-специалистам есть с чем работать. На данный момент у SMM-специалистов есть множество инструментов для работы. Да это может усложнять процесс, но к этому привыкаешь и продолжаешь работать.

Постоянный апгрейд


Кроме того, SMM — это не та сфера, где можно получить готовый и вечно актуальный пакет знаний. SMM-специалисты постоянно прокачиваются.

Если вы спросите как, то все очень просто — они отслеживают информационное поле, следят за трендами, общаются с другими SMM-специалистами и обмениваются знаниями, читают полезные статьи, паблики по теме SMM и digital в целом. Главные качества SMM-щика — это креативность и гибкость, потому что в социальных сетях все очень быстро меняется и нужно уметь адаптировать свою нишу под эти изменения. Если у SMM-специалиста получается своевременно отслеживать различные изменения и креативно адаптироваться к ним, то в этот момент он уже прокачивается.

Аналитика


Вообще SMM-щику нужно всегда быть в тонусе. В SMM практически не бывает рандома — все зависит от аналитических навыков специалиста. Более того, без аналитики у SMM-щика не получится разработать грамотную стратегию продвижения, которая раскачает аудиторию. У каждой площадки свои особенности, свои форматы, тренды и так далее, поэтому чтобы контент залетел, проводится ряд исследований:

  • Анализ ЦА
  • Анализ ГЕО
  • Анализ языков
  • Анализ онлайн подписчиков
  • Анализ активности
  • Анализ трендов

И только когда результаты есть по всем пунктам, можно разрабатывать стратегию продвижения, которая будет работать на тебя. Есть, конечно, и исключения из правил. Например, когда твой ролик залетает в рекомендации без видимых на то причин. Тут срабатывают алгоритмы, логику которых не всегда можно отследить. Вот в таких случаях можно сказать, что это рандом.

Потенциал сферы и возможности для новичков


Сфера SMM перспективна и востребована. Один из плюсов в том, что всегда есть возможность для развития и роста. Вакансий много, спрос большой. Только на hh около 7 000 вакансий на должность SMM-специалиста. Поэтому я могу сказать, что да — если есть желание, то стоит рваться.

Развиваться в этой сфере можно как вертикально, так и горизонтально.

Вертикальный рост

  • Начинающий SMM-специалист (Junior): 6–12 месяцев
  • Действующий SMM- специалист (Middle): от 12 месяцев
  • Руководитель отдела маркетинга в компании (Senior): от 3 лет
  • Руководитель собственной команды (Senior): от 3 лет

Горизонтальный рост


Переход в точечное нишевание в одно из направлений по должностным обязанностям. Например, PR-менеджер, стратег.

Есть ли шанс у новичка без опыта


Отсутствие опыта — это не страшно, главное, чтобы у тебя было портфолио. Его можно наработать на курсах. Некоторое время после курсов можно собирать портфолио по бартеру или за минимальную стоимость. И вот когда есть хорошее портфолио и минимальный опыт, то можно пойти на должность junior SMM, где тебя всему научит наставник. Ну, и параллельно не помешает самостоятельно заниматься прокачкой себя как специалиста, если хочется быстрого карьерного роста.

Заключение


Сейчас SMM — это достаточно адаптивная и потому процветающая сфера с условно невысоким порогом входа. Однако как я рассказала выше, поиском картинок дело не обойдется. Обязанности SMM-щика очень разнообразны и могут пересекаться с обязанностями специалистов смежных профессий в диджитал маркетинге. Что можно сказать однозначно — аналитики будет много, но это отличная возможность прокачивать свои способности и продвигаться от junior до senior. К тому же, благодаря разносторонней деятельности у SMM-специалистов есть возможность горизонтального продвижения, например, в сторону PR или разработки маркетинговых стратегий.

Сообщение SMM-щик ver. 2023 появились сначала на ZorbasMedia.

Читать далее...