Лера ZM
2023 год можно назвать переломным для многих платформ и соцсетей, в связи с этим возникает вопрос о роли SMM-специалиста в компаниях сейчас. Часто у людей, даже работающих в диджитал сфере, но далеких от самого смм, нет четкого представления о том, что входит в прямые обязанности такого специалиста. Кажется, что SMM-щик — это и копирайтер, и монтажер, и коллажист, и таргетолог и все, кто только можно, в одном лице. Так что же из себя представляет SMM-специалист и какой апгрейд он должен сделать в 2023 году? Давайте разбираться.
Вообще каждая компания ставит задачи SMM-специалисту исходя из своих потребностей. Например, у них уже есть хороший таргетолог, но нет того, кто занимался бы социальными сетями. Получается, им нужен смм-специалист с прокаченными навыками пиарщика, продажника и копирайтера. Если говорить обобщенно про должность SMM-специалиста, то я бы сказала так:
SMM-специалист — это человек, который занимается маркетингом в соцсетях, или, простыми словами, специалист по продвижению товаров, услуг и брендов в соцсетях с помощью органического трафика. Часто это и пиарщик, и продажник, и копирайтер в одном лице, но, конечно, есть и границы зоны ответственности.
К основным обязанностям SMM-специалиста относятся:
Границы зоны ответственности проводятся исходя из этих пунктов обязанностей SMM-специалиста.
Наверное, за несколько лет у многих сложился образ SMM-щика как студента, который подрабатывает тем, что ведет социальные сети компании: подбирает красивые картинки, пишет продающие посты, создает интерактивы для ЦА, следит за обновлениями в соцсетях, подстраивается под новые форматы.
Однако работа SMM-щика — больше, чем красивые картинки и посты. На самом деле, за всем этим стоит глубокая аналитика. Для качественного выполнения своих обязанностей SMM-специалист использует множество сервисов:
В IT обычно специалисты проходят путь junior, middle и senior. У арбитражников тоже есть подобная иерархия. SMM в этом плане не исключение, но не все понимают, как определяется уровень и компетентность SMM-специалиста. Давайте я более подробно разберу каждый грейд, чтобы было понятнее:
Junior — это специалист с начальными знаниями, который еще не успел набраться опыта. Работая с таким специалистом, нужно понимать, что он всегда должен находиться под крылом более опытного сотрудника. Соответственно, вариант Junior подойдет только в случае, если предполагается, что он не единственный сотрудник направления в команде.
Junior-специалист должен уметь:
Middle — это специалист, который перешел с уровня исполнителя на уровень организатора и, следовательно, набор его знаний и умений уже меняется. Middle-специалисты могут работать самостоятельно и даже быть руководителем направления.
Middle-специалист должен уметь:
Senior — это специалист, который достиг вершины в профессии, может обучать других и строить команду.
Senior-специалист должен уметь:
За последние годы в соцсетях произошло много изменений, к ним нужно было быстро адаптироваться, темп развития индустрии не замедляется и сейчас. Однако я бы не сказала, что работать в SMM стало сложнее. На самом деле, эти изменения в целом не то чтобы сильно сказались на работе. Мы просто адаптировались к новым реалиям.
Сложно было первые месяцы, когда людей охватила паника, но сейчас все знают, что такое VPN и умеют им пользоваться. Из-за запретов и блокировок, конечно, была утеряна часть малоактивной аудитории, но количество активных подписчиков почти не изменилось, и это говорит о том, что SMM-специалистам есть с чем работать. На данный момент у SMM-специалистов есть множество инструментов для работы. Да это может усложнять процесс, но к этому привыкаешь и продолжаешь работать.
Кроме того, SMM — это не та сфера, где можно получить готовый и вечно актуальный пакет знаний. SMM-специалисты постоянно прокачиваются.
Если вы спросите как, то все очень просто — они отслеживают информационное поле, следят за трендами, общаются с другими SMM-специалистами и обмениваются знаниями, читают полезные статьи, паблики по теме SMM и digital в целом. Главные качества SMM-щика — это креативность и гибкость, потому что в социальных сетях все очень быстро меняется и нужно уметь адаптировать свою нишу под эти изменения. Если у SMM-специалиста получается своевременно отслеживать различные изменения и креативно адаптироваться к ним, то в этот момент он уже прокачивается.
Вообще SMM-щику нужно всегда быть в тонусе. В SMM практически не бывает рандома — все зависит от аналитических навыков специалиста. Более того, без аналитики у SMM-щика не получится разработать грамотную стратегию продвижения, которая раскачает аудиторию. У каждой площадки свои особенности, свои форматы, тренды и так далее, поэтому чтобы контент залетел, проводится ряд исследований:
И только когда результаты есть по всем пунктам, можно разрабатывать стратегию продвижения, которая будет работать на тебя. Есть, конечно, и исключения из правил. Например, когда твой ролик залетает в рекомендации без видимых на то причин. Тут срабатывают алгоритмы, логику которых не всегда можно отследить. Вот в таких случаях можно сказать, что это рандом.
Сфера SMM перспективна и востребована. Один из плюсов в том, что всегда есть возможность для развития и роста. Вакансий много, спрос большой. Только на hh около 7 000 вакансий на должность SMM-специалиста. Поэтому я могу сказать, что да — если есть желание, то стоит рваться.
Развиваться в этой сфере можно как вертикально, так и горизонтально.
Переход в точечное нишевание в одно из направлений по должностным обязанностям. Например, PR-менеджер, стратег.
Отсутствие опыта — это не страшно, главное, чтобы у тебя было портфолио. Его можно наработать на курсах. Некоторое время после курсов можно собирать портфолио по бартеру или за минимальную стоимость. И вот когда есть хорошее портфолио и минимальный опыт, то можно пойти на должность junior SMM, где тебя всему научит наставник. Ну, и параллельно не помешает самостоятельно заниматься прокачкой себя как специалиста, если хочется быстрого карьерного роста.
Сейчас SMM — это достаточно адаптивная и потому процветающая сфера с условно невысоким порогом входа. Однако как я рассказала выше, поиском картинок дело не обойдется. Обязанности SMM-щика очень разнообразны и могут пересекаться с обязанностями специалистов смежных профессий в диджитал маркетинге. Что можно сказать однозначно — аналитики будет много, но это отличная возможность прокачивать свои способности и продвигаться от junior до senior. К тому же, благодаря разносторонней деятельности у SMM-специалистов есть возможность горизонтального продвижения, например, в сторону PR или разработки маркетинговых стратегий.
Сообщение SMM-щик ver. 2023 появились сначала на ZorbasMedia.
Читать далее...
2023 год можно назвать переломным для многих платформ и соцсетей, в связи с этим возникает вопрос о роли SMM-специалиста в компаниях сейчас. Часто у людей, даже работающих в диджитал сфере, но далеких от самого смм, нет четкого представления о том, что входит в прямые обязанности такого специалиста. Кажется, что SMM-щик — это и копирайтер, и монтажер, и коллажист, и таргетолог и все, кто только можно, в одном лице. Так что же из себя представляет SMM-специалист и какой апгрейд он должен сделать в 2023 году? Давайте разбираться.
Обязанности SMM-щика и границы зоны ответственности
Вообще каждая компания ставит задачи SMM-специалисту исходя из своих потребностей. Например, у них уже есть хороший таргетолог, но нет того, кто занимался бы социальными сетями. Получается, им нужен смм-специалист с прокаченными навыками пиарщика, продажника и копирайтера. Если говорить обобщенно про должность SMM-специалиста, то я бы сказала так:
SMM-специалист — это человек, который занимается маркетингом в соцсетях, или, простыми словами, специалист по продвижению товаров, услуг и брендов в соцсетях с помощью органического трафика. Часто это и пиарщик, и продажник, и копирайтер в одном лице, но, конечно, есть и границы зоны ответственности.
К основным обязанностям SMM-специалиста относятся:
- Разработка стратегии продвижения компании. Нужно изучать основные продукты, целевую аудиторию и конкурентов. После на основе анализа составляется контент-план и согласовывается с руководителем.
- Создание контента, постановка задач дизайнеру (и не только), публикация постов согласно контент-плану.
- Коммуникации с подписчиками. Ответы на комментарии и личные сообщения, отслеживание негативных высказываний, участие в обсуждениях и влияние на активность аудитории.
- Привлечение новых подписчиков. Продумывание различных проектов и конкурсов, ведение переговоров о рекламе с другими пабликами и блогерами.
- Анализ показателей. Нужно определять, какие посты набирают больше всего просмотров и комментариев, какое количество переходов было на сайт, сколько подписчиков пришло благодаря рекламной кампании.
- Тестирование новых инструментов. SMM-специалист следит за обновлениями в социальных сетях, использует новые функции для продвижения аккаунтов.
Границы зоны ответственности проводятся исходя из этих пунктов обязанностей SMM-специалиста.
SMM — не про поиск красивых картинок
Наверное, за несколько лет у многих сложился образ SMM-щика как студента, который подрабатывает тем, что ведет социальные сети компании: подбирает красивые картинки, пишет продающие посты, создает интерактивы для ЦА, следит за обновлениями в соцсетях, подстраивается под новые форматы.
Однако работа SMM-щика — больше, чем красивые картинки и посты. На самом деле, за всем этим стоит глубокая аналитика. Для качественного выполнения своих обязанностей SMM-специалист использует множество сервисов:
Сервисы для планирования контента и автопостинга
Сервисы для настройки рассылок и чат-ботов
Сервисы для работы с текстом
Сервисы для поиска блогеров и работы с ними
Сервисы аналитики
Сервисы для мониторинга упоминаний бренда в соцсетях
Чем Junior SMM-щик отличается от Senior специалиста
В IT обычно специалисты проходят путь junior, middle и senior. У арбитражников тоже есть подобная иерархия. SMM в этом плане не исключение, но не все понимают, как определяется уровень и компетентность SMM-специалиста. Давайте я более подробно разберу каждый грейд, чтобы было понятнее:
Junior специалист
Junior — это специалист с начальными знаниями, который еще не успел набраться опыта. Работая с таким специалистом, нужно понимать, что он всегда должен находиться под крылом более опытного сотрудника. Соответственно, вариант Junior подойдет только в случае, если предполагается, что он не единственный сотрудник направления в команде.
Junior-специалист должен уметь:
- писать грамотные тексты;
- работать с рекламными кампаниями;
- обладать навыками планирования (уметь распределять время на задачи);
- обладать навыком грамотной постановки ТЗ;
- общаться с аудиторией соцсетей, выдерживая tone-of-voice бренда;
- запускать рекламу на набор подписчиков;
- формировать отчеты (ежедневные, еженедельные, ежемесячные);
- находить креативные идеи для контента;
- делать простую съемку на смартфон;
- работать с инфлюенсерами.
Middle специалист
Middle — это специалист, который перешел с уровня исполнителя на уровень организатора и, следовательно, набор его знаний и умений уже меняется. Middle-специалисты могут работать самостоятельно и даже быть руководителем направления.
Middle-специалист должен уметь:
- брифовать клиента;
- самостоятельно вести проект и взаимодействовать с заказчиком;
- составлять контент-план;
- отслеживать тренды и вовремя реагировать;
- создавать вирусный контент;
- планировать рекламные кампании;
- выстраивать воронки;
- корректировать ход кампании в зависимости от промежуточных результатов;
- создавать эффективные коллаборации с другими брендами;
- работать с негативом в сообществах;
- повышать вовлеченность.
Senior специалист
Senior — это специалист, который достиг вершины в профессии, может обучать других и строить команду.
Senior-специалист должен уметь:
- разрабатывать креативные кампании;
- нанимать кадры для реализации проекта;
- составлять коммерческие предложения;
- создавать долгосрочные стратегии;
- правильно и реалистично ставить KPI;
- уметь продвигать проект на рынке;
- проводить брейнштормы, совещания;
- оценивать временные затраты на проекты;
- разрабатывать обучающие материалы для уровней Junior и Middle.
Новые реалии и профессиональный рост
Адаптация
За последние годы в соцсетях произошло много изменений, к ним нужно было быстро адаптироваться, темп развития индустрии не замедляется и сейчас. Однако я бы не сказала, что работать в SMM стало сложнее. На самом деле, эти изменения в целом не то чтобы сильно сказались на работе. Мы просто адаптировались к новым реалиям.
Сложно было первые месяцы, когда людей охватила паника, но сейчас все знают, что такое VPN и умеют им пользоваться. Из-за запретов и блокировок, конечно, была утеряна часть малоактивной аудитории, но количество активных подписчиков почти не изменилось, и это говорит о том, что SMM-специалистам есть с чем работать. На данный момент у SMM-специалистов есть множество инструментов для работы. Да это может усложнять процесс, но к этому привыкаешь и продолжаешь работать.
Постоянный апгрейд
Кроме того, SMM — это не та сфера, где можно получить готовый и вечно актуальный пакет знаний. SMM-специалисты постоянно прокачиваются.
Если вы спросите как, то все очень просто — они отслеживают информационное поле, следят за трендами, общаются с другими SMM-специалистами и обмениваются знаниями, читают полезные статьи, паблики по теме SMM и digital в целом. Главные качества SMM-щика — это креативность и гибкость, потому что в социальных сетях все очень быстро меняется и нужно уметь адаптировать свою нишу под эти изменения. Если у SMM-специалиста получается своевременно отслеживать различные изменения и креативно адаптироваться к ним, то в этот момент он уже прокачивается.
Аналитика
Вообще SMM-щику нужно всегда быть в тонусе. В SMM практически не бывает рандома — все зависит от аналитических навыков специалиста. Более того, без аналитики у SMM-щика не получится разработать грамотную стратегию продвижения, которая раскачает аудиторию. У каждой площадки свои особенности, свои форматы, тренды и так далее, поэтому чтобы контент залетел, проводится ряд исследований:
- Анализ ЦА
- Анализ ГЕО
- Анализ языков
- Анализ онлайн подписчиков
- Анализ активности
- Анализ трендов
И только когда результаты есть по всем пунктам, можно разрабатывать стратегию продвижения, которая будет работать на тебя. Есть, конечно, и исключения из правил. Например, когда твой ролик залетает в рекомендации без видимых на то причин. Тут срабатывают алгоритмы, логику которых не всегда можно отследить. Вот в таких случаях можно сказать, что это рандом.
Потенциал сферы и возможности для новичков
Сфера SMM перспективна и востребована. Один из плюсов в том, что всегда есть возможность для развития и роста. Вакансий много, спрос большой. Только на hh около 7 000 вакансий на должность SMM-специалиста. Поэтому я могу сказать, что да — если есть желание, то стоит рваться.
Развиваться в этой сфере можно как вертикально, так и горизонтально.
Вертикальный рост
- Начинающий SMM-специалист (Junior): 6–12 месяцев
- Действующий SMM- специалист (Middle): от 12 месяцев
- Руководитель отдела маркетинга в компании (Senior): от 3 лет
- Руководитель собственной команды (Senior): от 3 лет
Горизонтальный рост
Переход в точечное нишевание в одно из направлений по должностным обязанностям. Например, PR-менеджер, стратег.
Есть ли шанс у новичка без опыта
Отсутствие опыта — это не страшно, главное, чтобы у тебя было портфолио. Его можно наработать на курсах. Некоторое время после курсов можно собирать портфолио по бартеру или за минимальную стоимость. И вот когда есть хорошее портфолио и минимальный опыт, то можно пойти на должность junior SMM, где тебя всему научит наставник. Ну, и параллельно не помешает самостоятельно заниматься прокачкой себя как специалиста, если хочется быстрого карьерного роста.
Заключение
Сейчас SMM — это достаточно адаптивная и потому процветающая сфера с условно невысоким порогом входа. Однако как я рассказала выше, поиском картинок дело не обойдется. Обязанности SMM-щика очень разнообразны и могут пересекаться с обязанностями специалистов смежных профессий в диджитал маркетинге. Что можно сказать однозначно — аналитики будет много, но это отличная возможность прокачивать свои способности и продвигаться от junior до senior. К тому же, благодаря разносторонней деятельности у SMM-специалистов есть возможность горизонтального продвижения, например, в сторону PR или разработки маркетинговых стратегий.
Сообщение SMM-щик ver. 2023 появились сначала на ZorbasMedia.
Читать далее...