ZorbasMedia
В бизнесе есть взлеты и падения — и последние бывают затяжными и порой приводят к закрытию компаний. С 2018 года на фоне нестабильных успехов и резких провалов вокруг Meta* гуляют слухи о «скорой смерти» детища Марка Цукерберга. В 2022 году они активизировались с новой силой. Действительно ли корабль с Facebook*, Instagram* и WhatsApp идет ко дну, разбираемся в новом материале.
1. Facebook* стабильно теряет пользователей
Новости о потерях в прибыли Meta* почти всегда сопровождаются цифрами с пользователями, которые ушли из Facebook*. Однако, согласно общей статистике, в соцсети регистрируются новые юзеры: по данным на сентябрь 2022 года, в среднем там 1,98 млрд активных юзеров в день, и этот показатель растет ежегодно на 3%. Число ежемесячно активных пользователей увеличивается каждый год на 2%. Такой рост достигается в основном благодаря жителям Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя и из Европы и США не было оттока.
2. Instagram* больше не самый популярный
Есть мнение, что вовлеченность людей в работу с этой платформой снижается. Чаще пользователь заходит, ему быстро становится скучно, и он уходит в другие приложения, например, к конкуренту TikTok.
Но на самом деле, как заявляют в компании, на сервисах Meta все еще высокие показатели вовлеченности аудитории: в Instagram* свыше 2 млрд активных пользователей в месяц. Особенно сильно развивается формат Reels, который стал популярным благодаря TikTok. В целом общее время, проведенное в Instagram* и Facebook*, увеличивается каждый год, как в мире, так и в США.
Тем не менее Цукербергу нужен продукт, который привлечет следующее поколение. Новым пользователям интернета, ушедшего в VR-вселенную, будет уже мало привычного Facebook* и Instagram*, но пока конкурентной качественной альтернативы Цукерберг предложить не может. Сейчас его соцсети держат лидерство на старых связях с давними пользователя.
3. TikTok доминирует
Согласно информации от Sensor Tower, динамика использования TikTok начинает стабилизироваться (читай стагнироваться), в то время как интерес к Reels растет (как в рамках Facebook*, так и в целом в Meta*). Так что вряд ли соцсеть-конкурент станет доминирующим в пищевой пользовательской цепи.
4. Реклама умирает
Политика конфиденциальности от Apple, App Tracking Transparency, которая позволяет ограничивать доступ к информации о действиях в сети пользователя с iOS, весомо ударила по рекламе Meta*. Тем не менее Facebook* все еще в топе площадок для размещения рекламы. Кроме того, компания рассматривает вариант перевода конверсий на свои площадки, что позволит бороться с ATT.
Стоит отметить, что из-за ужесточения ATT также и Google Ads потеряли часть рынка на iOS: речь как об игровых, так и о неигровых сервисах. Установки через рекламу на сторонних медиа увеличились на 30% у iOS и на 18% на Android.
Разбить мифы об убыточности Meta* и ее проектов — занятие приятное и успокаивающее, но почему тогда компания в начале ноября 2022 года объявила о массовом увольнении сотрудников?
Согласно заявлению компании, 11 тысяч человек (примерно 13% от общего числа сотрудников) лишатся работы. Это самое масштабное сокращение с 2004 года — года основания компании. При этом Цукерберг назвал это своим личным провалом, объяснив, что причина в его чрезмерном оптимизме касательно роста компании на фоне пандемии. Во времена Covid-19 был резкий всплеск интереса к продуктам в онлайн-формате, что привело к росту инвестиций компании, но надежды на долговечность этой тенденции не оправдались.
Тут стоит напомнить, что о первом сокращении расходов компании на 10% за счет увольнений объявили еще в сентябре. И после той чистки можно было ожидать повторения, поскольку положение Meta* тогда не сильно улучшилось.
Касательно массовых сокращений людей и расходов Цукерберг отметил, что компания станет более компактной и эффективной, а прием на работу приостановлен до 2023 года. Кроме того, он добавил, что будет произведено перераспределение ресурсов, и акцент будет на задачах с высоким приоритетом — рекламные алгоритмы, ИИ и метавселенная. При этом стоит отметить, что уволенным сотрудникам выплатят оклады за 16 недель, их медстраховка будет активна еще полгода, и им помогут с поиском новой работы или получением визы для иммиграции.
В СМИ выделяют несколько причин для ухудшения положения Meta*. Тут и экономический спад в целом в США, и сильная конкуренция со стороны TikTok, и политика конфиденциальности Apple (ATT). Вместе с тем бизнес Цукерберга терпит убытки после больших инвестиций в развитие метавселенной: на ноябрь 2022 года компания потеряла $9,4 млрд за 2022 год. При этом платформу Horizon Worlds пользователи не очень любят и часто критикуют из-за багов. Сложившаяся ситуация ударила по стоимости акций, которые упали в этом году более чем на 70%. Зато после объявления о масштабном сокращении в Meta* их цена выросла примерно на 4%.
Такая новость показала, что фундамент Meta* дал серьезную трещину, а также это стало предупреждением, что разработка метавселенной может и не спасти компанию. То есть переживать за судьбу Meta* все же стоит?
Однако Цукерберг — не единственный, кто зализывает раны в 2022 году. Массовые увольнения коснулись и сотрудников IT-компании Salesforce, в Snap планируют 20-процентные сокращения. А другой амбициозный миллиардер Илон Маск, купивший Twitter, первым делом объявил об увольнении тысячи человек из соцсети.
Отдельно стоит поговорить о развитии амбициозного проекта Metaverse, который при всем своем потенциале оказался одним из главных убытков для Марка Цукерберга.
В 2021 году, когда основатель Facebook* объявил о создании Metaverse, этот анонс совпал с ростом NFT, то есть виртуальная реальность была в тренде, что играло на руку Цукербергу. Но в итоге в первый год весь хайп вокруг метавселенной оказался спекулятивным, так как проект был еще в разработке, а больше разговоров было о перспективах VR-реальности для компании.
Что входит в Metaverse Цукерберга? VR-гарнитура Oculus и виртуальная реальность Horizon Worlds. Надо отметить, что ранее для использования шлема для виртуальной реальности от Цукерберга необходимо было иметь аккаунт в Facebook*. Теперь (с августа этого года) нужно иметь профиль в Meta*, где потребуют личную информацию и данные по платежной карте для оплаты приложений.
Для погружения в Horizon Worlds тоже нужно зарегистрировать отдельный аккаунт Meta* Horizon. Но согласно отзывам с тестов и от пользователей, основная проблема Horizon Worlds в ее глючности и плохой производительности. И даже сами сотрудники Meta* не заинтересованы в использовании собственной метавселенной. Поэтому в корпорации хотят обязать сотрудников заходить в Horizon Worlds как минимум дважды в неделю, иначе им будет грозить наказание.
Такие меры нацелены не только на активную работу по исправлению багов в системе, но и на привлечение пользователей. Meta* хотела к концу 2022 года сформировать VR-сообщество численностью до 500 тысяч юзеров в месяц, но впоследствии снизила ожидания до 280 тысяч. Однако, по данным в СМИ, число игроков в Horizon Worlds не превышает 200 тысяч в месяц. И в целом, по статистике, только 9% созданных в Horizon Worlds локаций активно посещаются юзерами.
Кроме того, с весны 2022 года фиксируется отток пользователей с платформы. Корпорация хотела выпустить Horizon Worlds для смартфонов и ПК, чтобы поднять активность в виртуальной вселенной, но в сентябре заморозила эти планы. Так что VR-реальность Марка Цукерберга пока слабый конкурент для таких проектов как VR Chat и Second Life.
Тем не менее Марк не унывает: недавно Meta* объединила усилия с Microsoft. VR-гарнитура Oculus теперь может использоваться в Game Pass (через сервис Xbox Cloud Gaming), приложениях Microsoft Office и Teams для контакта с коллегами. Однако игры и приложения не будут полноценно работать в режиме виртуальной реальности.
Помимо вложений в Metaverse Цукерберг вкладывает еще средства в судебные разбирательства. Создателю Facebook* пришлось выплатить $175 млн штрафа компании Walkie-Talkie Voxer из-за нарушения патента на прямые трансляции. Другой иск, от которого приходится отбиваться Марку, связан с обвинениями в сборе пользовательских данных. Житель Калифорнии подал в суд на Facebook* из-за того, что его личные сведения уходили в соцсеть в обход политики конфиденциальности Apple. Причем это не первый случай, и формируется прецедент коллективного разбирательства.
Кстати, слежку за пользователями сервисов Meta* подтверждал один из бывших сотрудников компании. По его словам, к страницам добавлялась трекинговая ссылка благодаря чему можно было отслеживать клики, ввод текста и т.д. При этом в самой компании оправдывают это тем, что пользователи соглашались на опцию Tracking opt-in, то есть понимали, что их действия будут отслеживаться.
Mark Zuckerberg, chief executive officer and founder of Facebook Inc., listens during a House Energy and Commerce Committee hearing in Washington, D.C., U.S., on Wednesday, April 11, 2018. Senators grilling Zuckerberg yesterday over a data leak signaled they may move to rein in the social media giant, which has thrived as part of an online industry that’s largely escaped regulation. Photographer: Andrew Harrer/Bloomberg
Видимо, чтобы как-то обелить себя и показать, что они хорошие, в Meta* начали работать с конфиденциальной информацией, которую используют для таргетинга. В Meta* заявили об удалении из аккаунтов информации о религии, политических взглядах и сексуальных предпочтениях пользователей. Как отметили в компании, это делается для упрощения использования соцсети, при этом делится этими сведениями на Facebook* не запрещено.
Стоит отметить, что обновление для профилей пользователей никак не влияет на рекламу в соцсети. Meta* удалила эти параметры для таргетинга ранее, чтобы соответствовать европейской GDPR, запрещающей использование этих сведений без согласия человека. Так что теперь указание религии или сексуальной ориентации, скорее, может стать поводом только для оскорбления юзеров, так что лучше их и вправду удалить.
Но возвращаясь к Metaverse Цукерберга, он первый из владельцев соцсетей разрешил операции с криптовалютой и NFT. В Facebook* и Instagram* (пока только в США) можно подключать криптокошельки (MetaMask, Trust Wallet или Coinbase Wallet) и публиковать свои NFT-токены, созданные на Ethereum, Polygon и Flow. А это все же шаг в сторону развития метавселенной.
Хотя радость первенства Цукерберга быстро померкла после новостей о том, что в Twitter разрешили торговать NFT-токенами прям через твиты (функция NFT Tweet Tiles). Для этого сервис заключил партнерство с такими блокчейн-платформами как NFT Rarible, Magic Eden, Flow Dapper Labs и Jump.Trade.
И видимо, чувствуя, что метавселенная не оправдывает возложенных надежд, Марк Цукерберг заявил, что именно WhatsApp будет стимулировать продажи быстрее. По его словам, реальность показывает, что не VR-мир, а обмен бизнес-сообщениями станет опорой для его бизнеса. Поэтому в компании работают над усовершенствованием монетизации в WhatsApp и Facebook* Messenger.
Но, вероятно, все же у Цукерберга дела не так хороши, раз Meta* объявила о возможности размещения рекламы гемблинга и беттинга. Чтобы ее запустить, нужно просто работать в ГЕО из списка разрешенных стран, получить согласие у площадки и предоставить лицензию на продукт. После этого можно рекламировать как лендинги для гемблинга, так и агрегаторы или аффилиат-сайты с упоминанием азартных игр. При этом реклама лицензированных офлайн казино, гослотерей и бесплатных игр может запускаться даже без разрешения.
Несмотря на явно не лучший год в истории Meta*, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что корабль Марка Цукерберга идет ко дну. По всей видимости, общий экономический фон негативно сказывается и на росте других IT-компаний. И учитывая стремительный рост числа сотрудников Meta* за последние пару лет, возможно, нынешние рекордные сокращения в компании — не столько непозволительный провал, а следствие поспешных решений при работе с неоправдавшими себя проектами.
Сам Цукерберг не устает напоминать, что услугами его компании пользуются миллиарды людей, и их сообщества продолжают развиваться. По его словам, Meta* лидирует в разработке технологий для улучшения соцсетей и обладает потенциалом на будущее.
*признана экстремистской и запрещена на территории России.
Сообщение Корабль Meta идет ко дну? Что ждет империю Цукерберга появились сначала на ZorbasMedia.
Читать далее...
В бизнесе есть взлеты и падения — и последние бывают затяжными и порой приводят к закрытию компаний. С 2018 года на фоне нестабильных успехов и резких провалов вокруг Meta* гуляют слухи о «скорой смерти» детища Марка Цукерберга. В 2022 году они активизировались с новой силой. Действительно ли корабль с Facebook*, Instagram* и WhatsApp идет ко дну, разбираемся в новом материале.
Мифы про Meta
1. Facebook* стабильно теряет пользователей
Новости о потерях в прибыли Meta* почти всегда сопровождаются цифрами с пользователями, которые ушли из Facebook*. Однако, согласно общей статистике, в соцсети регистрируются новые юзеры: по данным на сентябрь 2022 года, в среднем там 1,98 млрд активных юзеров в день, и этот показатель растет ежегодно на 3%. Число ежемесячно активных пользователей увеличивается каждый год на 2%. Такой рост достигается в основном благодаря жителям Азиатско-Тихоокеанского региона, хотя и из Европы и США не было оттока.
2. Instagram* больше не самый популярный
Есть мнение, что вовлеченность людей в работу с этой платформой снижается. Чаще пользователь заходит, ему быстро становится скучно, и он уходит в другие приложения, например, к конкуренту TikTok.
Но на самом деле, как заявляют в компании, на сервисах Meta все еще высокие показатели вовлеченности аудитории: в Instagram* свыше 2 млрд активных пользователей в месяц. Особенно сильно развивается формат Reels, который стал популярным благодаря TikTok. В целом общее время, проведенное в Instagram* и Facebook*, увеличивается каждый год, как в мире, так и в США.
Тем не менее Цукербергу нужен продукт, который привлечет следующее поколение. Новым пользователям интернета, ушедшего в VR-вселенную, будет уже мало привычного Facebook* и Instagram*, но пока конкурентной качественной альтернативы Цукерберг предложить не может. Сейчас его соцсети держат лидерство на старых связях с давними пользователя.
3. TikTok доминирует
Согласно информации от Sensor Tower, динамика использования TikTok начинает стабилизироваться (читай стагнироваться), в то время как интерес к Reels растет (как в рамках Facebook*, так и в целом в Meta*). Так что вряд ли соцсеть-конкурент станет доминирующим в пищевой пользовательской цепи.
4. Реклама умирает
Политика конфиденциальности от Apple, App Tracking Transparency, которая позволяет ограничивать доступ к информации о действиях в сети пользователя с iOS, весомо ударила по рекламе Meta*. Тем не менее Facebook* все еще в топе площадок для размещения рекламы. Кроме того, компания рассматривает вариант перевода конверсий на свои площадки, что позволит бороться с ATT.
Стоит отметить, что из-за ужесточения ATT также и Google Ads потеряли часть рынка на iOS: речь как об игровых, так и о неигровых сервисах. Установки через рекламу на сторонних медиа увеличились на 30% у iOS и на 18% на Android.
А что с увольнениями в Meta*?
Разбить мифы об убыточности Meta* и ее проектов — занятие приятное и успокаивающее, но почему тогда компания в начале ноября 2022 года объявила о массовом увольнении сотрудников?
Согласно заявлению компании, 11 тысяч человек (примерно 13% от общего числа сотрудников) лишатся работы. Это самое масштабное сокращение с 2004 года — года основания компании. При этом Цукерберг назвал это своим личным провалом, объяснив, что причина в его чрезмерном оптимизме касательно роста компании на фоне пандемии. Во времена Covid-19 был резкий всплеск интереса к продуктам в онлайн-формате, что привело к росту инвестиций компании, но надежды на долговечность этой тенденции не оправдались.
Тут стоит напомнить, что о первом сокращении расходов компании на 10% за счет увольнений объявили еще в сентябре. И после той чистки можно было ожидать повторения, поскольку положение Meta* тогда не сильно улучшилось.
Касательно массовых сокращений людей и расходов Цукерберг отметил, что компания станет более компактной и эффективной, а прием на работу приостановлен до 2023 года. Кроме того, он добавил, что будет произведено перераспределение ресурсов, и акцент будет на задачах с высоким приоритетом — рекламные алгоритмы, ИИ и метавселенная. При этом стоит отметить, что уволенным сотрудникам выплатят оклады за 16 недель, их медстраховка будет активна еще полгода, и им помогут с поиском новой работы или получением визы для иммиграции.
В СМИ выделяют несколько причин для ухудшения положения Meta*. Тут и экономический спад в целом в США, и сильная конкуренция со стороны TikTok, и политика конфиденциальности Apple (ATT). Вместе с тем бизнес Цукерберга терпит убытки после больших инвестиций в развитие метавселенной: на ноябрь 2022 года компания потеряла $9,4 млрд за 2022 год. При этом платформу Horizon Worlds пользователи не очень любят и часто критикуют из-за багов. Сложившаяся ситуация ударила по стоимости акций, которые упали в этом году более чем на 70%. Зато после объявления о масштабном сокращении в Meta* их цена выросла примерно на 4%.
Такая новость показала, что фундамент Meta* дал серьезную трещину, а также это стало предупреждением, что разработка метавселенной может и не спасти компанию. То есть переживать за судьбу Meta* все же стоит?
Однако Цукерберг — не единственный, кто зализывает раны в 2022 году. Массовые увольнения коснулись и сотрудников IT-компании Salesforce, в Snap планируют 20-процентные сокращения. А другой амбициозный миллиардер Илон Маск, купивший Twitter, первым делом объявил об увольнении тысячи человек из соцсети.
Так что там с мета-мета у Цукерберга?
Отдельно стоит поговорить о развитии амбициозного проекта Metaverse, который при всем своем потенциале оказался одним из главных убытков для Марка Цукерберга.
В 2021 году, когда основатель Facebook* объявил о создании Metaverse, этот анонс совпал с ростом NFT, то есть виртуальная реальность была в тренде, что играло на руку Цукербергу. Но в итоге в первый год весь хайп вокруг метавселенной оказался спекулятивным, так как проект был еще в разработке, а больше разговоров было о перспективах VR-реальности для компании.
Что входит в Metaverse Цукерберга? VR-гарнитура Oculus и виртуальная реальность Horizon Worlds. Надо отметить, что ранее для использования шлема для виртуальной реальности от Цукерберга необходимо было иметь аккаунт в Facebook*. Теперь (с августа этого года) нужно иметь профиль в Meta*, где потребуют личную информацию и данные по платежной карте для оплаты приложений.
Для погружения в Horizon Worlds тоже нужно зарегистрировать отдельный аккаунт Meta* Horizon. Но согласно отзывам с тестов и от пользователей, основная проблема Horizon Worlds в ее глючности и плохой производительности. И даже сами сотрудники Meta* не заинтересованы в использовании собственной метавселенной. Поэтому в корпорации хотят обязать сотрудников заходить в Horizon Worlds как минимум дважды в неделю, иначе им будет грозить наказание.
Такие меры нацелены не только на активную работу по исправлению багов в системе, но и на привлечение пользователей. Meta* хотела к концу 2022 года сформировать VR-сообщество численностью до 500 тысяч юзеров в месяц, но впоследствии снизила ожидания до 280 тысяч. Однако, по данным в СМИ, число игроков в Horizon Worlds не превышает 200 тысяч в месяц. И в целом, по статистике, только 9% созданных в Horizon Worlds локаций активно посещаются юзерами.
Кроме того, с весны 2022 года фиксируется отток пользователей с платформы. Корпорация хотела выпустить Horizon Worlds для смартфонов и ПК, чтобы поднять активность в виртуальной вселенной, но в сентябре заморозила эти планы. Так что VR-реальность Марка Цукерберга пока слабый конкурент для таких проектов как VR Chat и Second Life.
Тем не менее Марк не унывает: недавно Meta* объединила усилия с Microsoft. VR-гарнитура Oculus теперь может использоваться в Game Pass (через сервис Xbox Cloud Gaming), приложениях Microsoft Office и Teams для контакта с коллегами. Однако игры и приложения не будут полноценно работать в режиме виртуальной реальности.
Что еще новенького у Цукерберга?
Помимо вложений в Metaverse Цукерберг вкладывает еще средства в судебные разбирательства. Создателю Facebook* пришлось выплатить $175 млн штрафа компании Walkie-Talkie Voxer из-за нарушения патента на прямые трансляции. Другой иск, от которого приходится отбиваться Марку, связан с обвинениями в сборе пользовательских данных. Житель Калифорнии подал в суд на Facebook* из-за того, что его личные сведения уходили в соцсеть в обход политики конфиденциальности Apple. Причем это не первый случай, и формируется прецедент коллективного разбирательства.
Кстати, слежку за пользователями сервисов Meta* подтверждал один из бывших сотрудников компании. По его словам, к страницам добавлялась трекинговая ссылка благодаря чему можно было отслеживать клики, ввод текста и т.д. При этом в самой компании оправдывают это тем, что пользователи соглашались на опцию Tracking opt-in, то есть понимали, что их действия будут отслеживаться.
Mark Zuckerberg, chief executive officer and founder of Facebook Inc., listens during a House Energy and Commerce Committee hearing in Washington, D.C., U.S., on Wednesday, April 11, 2018. Senators grilling Zuckerberg yesterday over a data leak signaled they may move to rein in the social media giant, which has thrived as part of an online industry that’s largely escaped regulation. Photographer: Andrew Harrer/Bloomberg
Видимо, чтобы как-то обелить себя и показать, что они хорошие, в Meta* начали работать с конфиденциальной информацией, которую используют для таргетинга. В Meta* заявили об удалении из аккаунтов информации о религии, политических взглядах и сексуальных предпочтениях пользователей. Как отметили в компании, это делается для упрощения использования соцсети, при этом делится этими сведениями на Facebook* не запрещено.
Стоит отметить, что обновление для профилей пользователей никак не влияет на рекламу в соцсети. Meta* удалила эти параметры для таргетинга ранее, чтобы соответствовать европейской GDPR, запрещающей использование этих сведений без согласия человека. Так что теперь указание религии или сексуальной ориентации, скорее, может стать поводом только для оскорбления юзеров, так что лучше их и вправду удалить.
Но возвращаясь к Metaverse Цукерберга, он первый из владельцев соцсетей разрешил операции с криптовалютой и NFT. В Facebook* и Instagram* (пока только в США) можно подключать криптокошельки (MetaMask, Trust Wallet или Coinbase Wallet) и публиковать свои NFT-токены, созданные на Ethereum, Polygon и Flow. А это все же шаг в сторону развития метавселенной.
Хотя радость первенства Цукерберга быстро померкла после новостей о том, что в Twitter разрешили торговать NFT-токенами прям через твиты (функция NFT Tweet Tiles). Для этого сервис заключил партнерство с такими блокчейн-платформами как NFT Rarible, Magic Eden, Flow Dapper Labs и Jump.Trade.
И видимо, чувствуя, что метавселенная не оправдывает возложенных надежд, Марк Цукерберг заявил, что именно WhatsApp будет стимулировать продажи быстрее. По его словам, реальность показывает, что не VR-мир, а обмен бизнес-сообщениями станет опорой для его бизнеса. Поэтому в компании работают над усовершенствованием монетизации в WhatsApp и Facebook* Messenger.
Но, вероятно, все же у Цукерберга дела не так хороши, раз Meta* объявила о возможности размещения рекламы гемблинга и беттинга. Чтобы ее запустить, нужно просто работать в ГЕО из списка разрешенных стран, получить согласие у площадки и предоставить лицензию на продукт. После этого можно рекламировать как лендинги для гемблинга, так и агрегаторы или аффилиат-сайты с упоминанием азартных игр. При этом реклама лицензированных офлайн казино, гослотерей и бесплатных игр может запускаться даже без разрешения.
Вывод
Несмотря на явно не лучший год в истории Meta*, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что корабль Марка Цукерберга идет ко дну. По всей видимости, общий экономический фон негативно сказывается и на росте других IT-компаний. И учитывая стремительный рост числа сотрудников Meta* за последние пару лет, возможно, нынешние рекордные сокращения в компании — не столько непозволительный провал, а следствие поспешных решений при работе с неоправдавшими себя проектами.
Сам Цукерберг не устает напоминать, что услугами его компании пользуются миллиарды людей, и их сообщества продолжают развиваться. По его словам, Meta* лидирует в разработке технологий для улучшения соцсетей и обладает потенциалом на будущее.
*признана экстремистской и запрещена на территории России.
Сообщение Корабль Meta идет ко дну? Что ждет империю Цукерберга появились сначала на ZorbasMedia.
Читать далее...